logo
Союз городов Центра и Северо-Запада России!

Протокол

                                      Общего Собрания  Союза  городов  Центра и Северо-Запада  России

от  29 марта 2013 года, г. Владимир

Присутствовали: 

           Город

         ФИО,  должность

Боровичи

Алексеев Владимир Федорович, Председатель Думы Боровичского муниципального района

Великий Новгород

Бобрышев Юрий Иванович, Мэр Великого Новгорода

Яковлев Игорь Николаевич, заместитель председателя Комитета, начальник отдела по делам молодёжи Комитета культуры и молодёжной политики

Маврова Татьяна Владиленовна, зав. отделом пресс-центр

Ерёмин Алексей Александрович, помощник Мэра Великого Новгорода

Великий Устюг

Хабаров Игорь Михайлович, Глава МО Великоустюгский муниципальный район

Владимир

 

Сахаров Сергей Владимирович, Глава города

Шохин Андрей Станиславович, Глава администрации

Овчинникова Елена Васильевна, заместитель Главы города

Депутаты Совета народных депутатов г. Владимира

Вологда

Фомичёва Любовь Дмитриевна, заместитель Главы города по экономическим вопросам

Денисов Александр Валерьевич, председатель постоянного комитета Вологодской городской Думы по вопросам местного значения и законности

Иваново

Сверчков Вячеслав Михайлович, Глава города

Белолапова Ольга Валентиновна, заместитель председателя Ивановской городской Думы

Коротков Юрий Владимирович, управляющий делами Главы города

Кострома

Журин Юрий Валерьевич, Глава города

Котлас

Степанов Александр Юрьевич, Председатель городского Собрания

Нарьян-Мар

 

 

Старостина Ольга Валентиновна, Председатель Совета ГО

Солопов Андрей Владимирович, начальник отдела обеспечения деятельности депутатов и работы с населением

Псков

Цецерский Иван Николаевич, Глава города

Рыбинск

Соколов Александр Викторович, заместитель Председателя Муниципального Совета

Смоленск

 

Левант Дмитрий Яковлевич, первый заместитель Главы города Смоленска 

Тебелев Андрей Васильевич, заместитель начальника управления международных и межмуниципальных связей Смоленского городского Совета

Старая Русса

Быков Андрей Викторович, глава Старорусского района

Череповец

Подволоцкий Андрей Генрихович, Председатель городской Думы

Ярославль

Виноградов Олег Игоревич, заместитель Мэра города

Малютин Алексей Геннадьевич, председатель Муниципалитета

Исполнительная дирекция СГЦСЗР

 

 

Васильев Александр Анатольевич, директор

Крупкин Александр Васильевич, заместитель директора

Васильева Галина Анатольевна, руководитель информационной службы

В работе Собрания приняли участие:

Владимирская область

Киселёв Владимир Николаевич, Председатель Законодательного Собрания Владимирской области

Бородин Сергей Геннадьевич, заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области

Хохлова Ольга Николаевна, заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области

Депутаты Законодательного Собрания Владимирской области

Руководители муниципальных образований Владимирской области

Центральный федеральный округ

Золотова Нелли Петровна, аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО

Государственная Дума

ФС РФ Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Кидяев Виктор Борисович, Председатель Комитета

Бабичев Игорь Викторович, руководитель аппарата

Сухарева Мария Сергеевна, пресс-секретарь Председателя Комитета

Совет Федерации ФС РФ Комитет по федеративному устройству, региональной политике,  местному самоуправлению и делам Севера

Сладков Владимир Константинович, заместитель руководителя аппарата Комитета

Министерство регионального развития РФ

Кодина Елена Анатольевна, директор Департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления

Всероссийский Совет местного самоуправления

Максимова Ольга Юрьевна, руководитель ЦИК ВСМС

Шаломенцева Елена Геннадьевна, эксперт

Союз представительных органов муниципальных образований РФ

Банщиков Михаил Константинович, председатель Союза

Международная Ассамблея столиц и крупных городов

Селиванов Владимир Ильич, генеральный директор

Союз Российских городов

 

Игнатьева Александра Витальевна, генеральный директор

Кононенко Игорь Александрович, зам. генерального директора

Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов

Зайцев Михаил Анатольевич, генеральный директор

Ассоциация городов Поволжья

Репринцев Владимир Григорьевич, исполнительный директор

Ассоциация МО «Города Урала»

Ярошевский Анатолий Михайлович, исполнительный директор

Журнал «Практика муниципального управления»

Калинина Татьяна Геннадьевна, главный редактор журнала

Администрация г. Самары

Тетеревенков Андрей Евгеньевич, руководитель управления организационной работы и протокола Администрации ГО Самара

                                                 Повестка  дня:

  1. Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления (выездной семинар-совещание Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Союза  городов Центра и Северо-Запада России, ведет семинар-совещание Председатель Комитета В.Б.Кидяев) 

2.    О вступлении в Союз городов Центра и Северо-Запада России города-героя   Смоленска

3.   Отчет о работе Союза городов Центра и Северо-Запада России за 2012 год

4.   Отчет ревизионной комиссии 

 5.   Об основных направлениях деятельности Союза городов Центра и Северо-Запада России на 2013 год

6.   Довыборы в органы управления Союзом городов Центра и Северо-Запада России

Собрание открыл Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, Мэр Великого Новгорода Ю.И. Бобрышев. Юрий Иванович объявил   о   наличии   кворума  и  правомочности Собрания, представил участников и гостей Собрания, от имени Правления Союза городов Центра и Северо-Запада России предложил на рассмотрение проект повестки дня Собрания. Повестка дня принята единогласно. 

 По  вопросу  1.  «Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления» выступили:

В.Б. Кидяев, Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, отметил значимость мероприятия с учетом участия руководителей исполнительных и представительных органов местного самоуправления городов Союза, руководителей и депутатов Законодательного Собрания и руководителей муниципальных образований Владимирской области, представителей федеральных органов государственной власти, ученых, экспертов и журналистов. В своем выступлении он еще раз обратил внимание на главную проблему – недостаточную бюджетную обеспеченность муниципальных образований. Налоги, на которые могут влиять органы местного самоуправления должны зачисляться на местный уровень. В частности, налоги от малого и среднего бизнеса. Планируемая отмена федеральных льгот по местным налогам должна пополнить муниципальные бюджеты на 190 млрд. рублей. Территориальное общественное самоуправление В.Б. Кидяев назвал самой массовой и гибкой формой самоорганизации населения. Содействуя росту активности граждан, Государственная Дума в конце 2011 года снизила норму представительства на собраниях ТОС с 1/2 до 1/3. У граждан не должно складываться впечатление, что их влияние на работу муниципальной власти состоит  только в участии в выборах. Нужно искать новые формы участия граждан в подготовке и принятии муниципальных решений. Граждане должны знать, что их слушают и слышат.

В.Н. Киселёв, Председатель Законодательного Собрания Владимирской области, поприветствовал собравшихся на Владимирской земле, рассказал о социально-экономическом состоянии Владимирской области и поддержал  В.Б. Кидяева в вопросе недостаточной финансовой обеспеченности муниципальных образований и подтвердил, что часто бывает, когда полномочия местному  самоуправлению дают, а финансы потом могут дать, а могут и не дать, или дать не в полном объеме.

Ю.И. Бобрышев, Президент СГЦСЗР, Мэр Великого Новгорода, выразил благодарность В.Б.Кидяеву за проведение совместного мероприятия и исполнительным директорам других межрегиональных ассоциаций за участие, что позволяет говорить о том, что вопрос рассматривается не только муниципальными образованиями Центра и Северо-Запада, но и коллегами из Сибири и Дальнего Востока, Урала и Поволжья. Юрий Бобрышев отметил, что цель ФЗ-131 – приблизить власть к населению. Закон очень нужен, закон живой, претерпевает много изменений. Объем полномочий таков, что сложно все выполнить, но сокращать полномочия не надо. Бобрышев акцентировал внимание на так и не решенной проблеме с полномочиями по контролю за соблюдением правил благоустройства и поделился опытом Великого Новгорода о создании и работе, так называемых, мини-мэрий для работы с ТОС и населением.

Е.А. Кодина, директор Департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления Министерства регионального развития РФ рассказала  об основных направлениях деятельности Департамента, которые касаются развития местного самоуправления:

На 1 января 2013 года местное самоуправление в России осуществляется в 23001 муниципальных образованиях, из которых 517 - городские округа, 1818 - муниципальные районы, 1692 - городские поселения, 18717 - сельские поселения, 257 - внутригородские муниципальные образования. В ОМСУ занято около 718 тысяч человек, из них 236 тысяч - местные депутаты, 482 тысячи - работники ОМСУ (из них 342 тысячи - муниципальные служащие). В 2012 году в плановом режиме была проведена работа по совершенствованию законодательства о МСУ, в частности - установлен запрет возложения на МО дополнительных расходов по решениям органов государственной власти в рамках реализации их полномочий; усовершенствован механизм регулирования выборов депутатов малочисленных муниципальных образований; установлен новый памятный день - День местного самоуправления (в честь издания 21 апреля 1785 года Жалованной грамоты городам), зафиксировано право ОМСУ самостоятельно определять порядок охраны муниципального имущества.

Продолжается работа по поддержке социально-экономического развития муниципальных образований. В период с 2006 по 2011 г. совокупные доходы местных бюджетов увеличились почти в 2 раза (с 1,52 до 2,96 трлн. руб), налоговые и неналоговые доходы увеличились в 1,8 раза. Однако состояние местных бюджетов по-прежнему характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств (финансовая помощь составляет почти половину доходов), а имеющиеся механизмы стимулирования муниципалитетов к наращиванию собственного налогового потенциала недостаточны. В целях повышения финансовой обеспеченности муниципальных образований в 2012 году подготовлен пакет решений по расширению источников доходов региональных и местных бюджетов и сокращению федеральных льгот по региональным и местным налогам. Межведомственная рабочая группа по реализации мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов, подготовила предложения общим объемом 67 млрд. рублей, которые были одобрены Правительством и впоследствии включены в Федеральный закон № 244-ФЗ.

Оценка эффективности деятельности ОГВ СРФ осуществляется с 2008 года по 11 сферам деятельности, при этом количество показателей и системы оценки неоднократно изменялись. В последние годы используется комплексный подход, позволяющий оценивать как достигнутый уровень эффективности деятельности, так и динамику эффективности показателей. В 2012 году Президентом утверждены 12 новых показателей оценки эффективности, Правительством - 41 так называемый индивидуальный показатель, определяемый экспертным методом и ориентированных на отражение преодоления существующих проблем.

Анализ эффективности деятельности ОМСУ городских округов и муниципальных районов проводится с 2008 года на федеральном и региональном уровне с целью выявления проблем, требующих приоритетного внимания. В 2012 году перечни показатели оценки эффективности деятельности ОМСУ были существенно сокращены - с 32 до 13 основных и с 76 до 27 дополнительных показателей. Существующая система оценки эффективности дополнена системой оценки населением деятельности руководителей местного уровня по 3 основным направлениям, характеризующие удовлетворённость населения организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог и жилищно-коммунальными услугами.

Кроме того, в 2012 году Минрегионом России был подготовлен проект государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", ориентированной на обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации. Программа рассчитана на реализацию в период с 2013 по 2020 годы.

И в заключение хотелось бы сказать про мероприятия в рамках работы Департамента, запланированные на ближайшее будущее. Во-первых, это подготовка законопроекта об упорядочении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления согласно перечню поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления 31 января 2013 года (сам перечень поручений доступен на сайте Президента). Во-вторых, - совершенствование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. В планах Департамента - изучение действующих региональных программ и разработка на их основе типовой (модельной) программы. В-третьих, - подготовка и проведение 6 ежегодного конкурса лучших муниципальных образований по четырём номинациям: лучшее муниципальное образование, лучший глава муниципального образования, лучший муниципальный служащий, лучший муниципальный проект, а также по спецноминации "лучшее ЗАТО".

А.А. Васильев, исполнительный директор Союза городов Центра и Северо-Запада России, представил собравшимся доклад об итогах информационного обмена по теме семинара-совещания. В информационном обмене приняли участие 22 муниципальных образования из 12 субъектов Российской Федерации Северо-западного и Центрального федеральных округов.  По вопросу разграничения полномочий 7 из 22 муниципальных образований не видят избыточных (несвойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местного значения ФЗ-131, при этом 9 муниципальных образований не считают необходимым расширять список вопросов местного значения. Наиболее часто встречаются предложения передать на уровень органов государственной власти субъектов РФ полномочия по профилактике терроризма и экстремизма (7 ответов), по охране общественного порядка, обеспечению помещениями и жильем сотрудников полиции (5), по гражданской обороне (4), по безопасности на водных объектах (4), по финансовому обеспечению общедоступного дошкольного образования (3), по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (3).

Довольно полными и развернутыми оказались ответы на вопрос о реализации прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения. Это     создание условий для развития туризма (10 МО), оказание поддержки объединениям инвалидов (7), опека и попечительство (5), ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, перевод на природный газ (практически все города), осуществление мероприятий по закону о донорской крови (3), социальная помощь отдельным категориям граждан (4), создание муниципальной пожарной охраны,  создание музеев городского округа, временное трудоустройство несовершеннолетних,  поддержка профессионального спорта,  отлов безнадзорных животных (по 1-3 МО).

Таким образом, в реальной жизни, муниципалитеты выполняют значительно больше работы, чем очерченный для них законом свод вопросов и полномочий. Часть из них финансируется из других источников, даже если не произошло предусмотренное законом делегирование. Значительная часть финансируется из муниципального бюджета.

Из 22 муниципальных образований в 16 в той или иной степени действует территориальное общественное самоуправление.  В 12 муниципальных образованиях  организации ТОС действуют без образования юридического лица и зарегистрированы органами местного самоуправления. В Архангельске, Вологде, Калининграде и Нарьян-Маре действуют, соответственно, 4, 1, 5 и 1 организаций ТОС с образованием юридического лица и имеющих государственную регистрацию как некоммерческие организации.

По охвату населения работой ТОС лидируют Рыбинск – 87%, Ярославль – 85%, Владимир – 43%. В нескольких городах охват составляет – 20-30 процентов. В 6 муниципальных образованиях – менее 5 %.

Почти все участвовавшие в информационном обмене эксперты наиболее серьезную проблему при организации деятельности ТОС связывают с позицией населения. Справедливости ради, надо заметить, что органы местного самоуправления не снимают и с себя ответственности за недостаточное развитие институтов ТОС.

За 10 лет действия закона 4 муниципальных образования пытались проводить референдумы. Референдумы состоялись лишь в 2-х муниципальных образованиях.

В Северодвинске жители приняли решение о создании  муниципального образования и утверждении его Устава.  В Великоустюгском муниципальном районе по итогам референдума проведено объединение двух муниципальных образований – сельских поселений. При этом 8 других попыток по объединению поселений в Великоустюгском районе не нашли поддержки у населения. Референдумы состоялись, но жители высказались против объединения.

По одной неудачной попытке проведения референдумов в опыте Великого Новгорода и Пскова. В обоих случаях на референдум выносился вопрос о способе избрания Главы муниципального образования. Явка избирателей была значительно ниже установленной законом нормы в 50%.

Не было в городах и попыток проведения голосования по отзыву депутата. Это явно свидетельствует, что норма закона мертворожденная и требует пересмотра (если  законодатель хочет ее реализации).

Вопросы преобразований затронули далеко не все муниципальные образования. Все имевшие место случаи были изложены в докладе с указанием сути, целей, инициаторов, результатов. 

Информационный обмен продемонстрировал, что на практике не все получилось с реализацией Концепции разграничения полномочий 2002 года продекларировавшей, что решение публичной властью стоящих перед ней задач должно осуществляться на том уровне власти, который способен сделать это наиболее рационально, прежде всего, с точки зрения доступности социальных услуг.

 Если 10-15 лет руководители органов местного самоуправления буквально бились за полномочия (в основном от осознания, что люди все равно с них будут спрашивать), то сегодня руководители больше обеспокоены ресурсной обеспеченностью существующих полномочий.

Муниципальные образования Союза городов Центра и Северо-Запада России ведут большую работу по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, по которым законом предоставлено право на их решение. Это создание условий для развития туризма, оказание поддержки объединениям инвалидов, опека и попечительство, ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вопросы донорской крови, социальной помощи, создания муниципальных музеев и другие.

Основной вывод – необходимо на законодательном уровне сократить объем внесения изменений в перечень вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления и больше внимания уделять обеспечению соответствия финансовых источников закрепленным полномочиям.

Уровень развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях СГЦСЗР нельзя назвать высоким. Нет заметного роста в последние годы. Не просматривается и тенденция к бурному развитию.

Жители городов сегодня больше привыкают к исполнению обязанностей собственников в своих многоквартирных домах. Когда не решены конкретные проблемы в своем подъезде, в своем дворе, когда нет полной ясности с цифрами в ежемесячной квитанции квартирной платы,  трудно думать об активизации общественной жизни в микрорайонах или иных территориальных объединениях.

 К сожалению, развитие законодательства не увязало эти два процесса.

 Без системного пересмотра законодательства вряд ли можно ожидать прорыва и в активности населения, и в деятельности органов местного самоуправления по содействию развитию общественного самоуправления.

Среди причин, препятствующих активизации населения в осуществлении местного самоуправления, в ответах на вопросы этого раздела лидируют -  неверие в возможность повлиять на принимаемые решения, безразличие, сложность проведения процедур.

С.В. Сахаров, Глава города Владимира, выступил с докладом «Гражданское участие в местном самоуправлении: формы реализации». На территории города Владимира работают 47 Комитетов территориального общественного самоуправления, то есть примерно один комитет территориального общественного самоуправления покрывает район с численностью 7,5 тыс.  человек.  Для работы КТОС  предоставлены  муниципальные площади с прямой доступностью, нежилые помещения уже переведенные из жилых, в домах, обычно на первых этажах, 2-х, 3-х комнатные квартиры, где созданы все условия для работы с общественностью.  Вопросы, которым  уделяется особое  внимание в комитетах территориального общественного самоуправления, это – вопросы ЖКХ. За два года колоссальное количество собраний было проведено на эту тему, по постановке общедомовых приборов учета, о создании советов многоквартирных домов, о взаимодействии с управляющими компаниями. Вопросы развития ЖКХ, тарифного жилищно-коммунального хозяйства за последние два года занимали наибольшее  внимание. Что касается дополнительных, необязательных, публичных слушаний, то еще более года назад Городской Совет и  Администрация города Владимира объявили  общественности о проведении публичных слушаний на тему: «Стратегия города Владимира». Была активная фаза обсуждения, общественность решила, что она сама готова участвовать в разработке Стратегии города Владимира. Еще одна форма работы – создание  общественных Советов. Они созданы как при Главе города, так и при Главе администрации по различным направлениям жизнедеятельности муниципального образования. Во Владимире работают  и молодежный парламент, и молодежное правительство. Что очень важно, молодым ребятам дана возможность распоряжаться бюджетными деньгами. В завершении Сергей Сахаров озвучил новое направление: «Мы хотели бы развивать общественные формы контроля за самими собой с привлечением  общественности и молодежи».

Л.Д. Фомичёва, заместитель Главы города Вологды выступила с докладом «ТОС в системе социальных инноваций».  Проблему несовпадения ожидания граждан с реальностью в Вологде решают путем объединения социально-активных горожан, общественных организаций и городского бизнес-сообщества.  Для этого создана система городских публичных проектов, таких как «Цветущий город», «Город профессионалов», «Молодежные трудовые бригады», «Здоровый город», «Спартакиада школьников «Дорога в Сочи», «Город детства», «Забота» и другие. Как показывает опыт, организоваться в самоуправляемые объединения самостоятельно люди не могут. Им, как минимум, необходима юридическая и методическая помощь. Поэтому администрация Вологды уже несколько лет ведет активную работу по созданию комитетов территориального общественного самоуправления, так называемых ТОСов. Не осталось практически ни одной территории, где бы не работал ТОС. Люди объединяются в общественную организацию, начинают работать над проблемами, которые их волнуют.

Помимо качественных преобразований городской среды, работа ТОСов имеет очень важное значение для построения сильной горизонтали власти. Она помогает добиться равноправия и взаимопонимания между жителями и городскими властями.

Мы считаем, что современный город – это, прежде всего, город, где налажено взаимопонимание между участниками системы. Где горожане не просто ждут помощи от властей, а сами ставят цели и предлагают варианты их реализации. А городская власть, безусловно, поддерживает их инициативы.

В обсуждении приняли участие:

В.Б. Кидяев, Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Ю.И. Бобрышев, Президент СГЦСЗР, Мэр Великого Новгорода, А.В. Соколов, заместитель Председателя Муниципального Совета г. Рыбинска, А.А. Васильев, исполнительный директор СГЦСЗР.

 Рассмотрев вопрос «Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления», Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России отмечает в качестве главного итога, что все муниципальные образования Союза – это территория действия Конституции Российской Федерации, принятой 20 лет назад и закрепившей основные права населения на местное самоуправление. Это территория действия основных положений Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией 15 лет назад и обеспечивающей сохранение в Российском законодательстве многих ключевых позиций, таких как выборность органов местного самоуправления. Это территория действия Федерального закона № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления», принятого 10 лет назад и прописавшего механизмы реализации прав и обязанностей населения и всех уровней публичной власти.

Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

  1. Направить итоговые материалы проведенного среди муниципальных образований Союза городов Центра и Северо-Запада России информационного обмена по теме «Основные итоги реформы местного самоуправления, активизация участия населения в осуществлении местного самоуправления, развитие территориального общественного самоуправления» в Федеральные органы государственной власти, участвующие в организации местного самоуправления в Российской Федерации, с просьбой использовать их в работе по совершенствованию законодательства с учетом:
  • В вопросе разграничения полномочий – приоритета ресурсной обеспеченности закрепленных полномочий над сложившейся практикой перекидывания полномочий между уровнями без достаточных обоснований и механизмов реализации.
  • В вопросе развития территориального общественного самоуправления – необходимости комплексного пересмотра законодательства с обеспечением взаимосвязи процессов управления многоквартирными жилыми домами с территориальным общественным самоуправлением, с упрощением организационных процедур и определением финансовой поддержки.
  • В вопросе активизации участия населения в местном самоуправлении – законодательного обеспечения большей доступности для населения в реализации предусмотренных законом форм участия (референдумы, опросы, конференции, слушания и др.)

2. Предложить муниципальным образованиям Союза городов Центра и Северо-Запада России использовать представленные на совместном с Союзом городов выездном семинаре-совещании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления:

  • опыт города Вологды по содействию в развитии территориального самоуправления;
  • опыт города Владимира в создании условий для  участия граждан в местном самоуправлении.

3.   Поручить исполнительной дирекции и секции «Местное самоуправление» Союза городов Центра и Северо-Запада России продолжить регулярную работу по обобщению форм развития гражданской активности и участия населения в местном самоуправлении в городах Союза с целью распространения лучших практик и успешного опыта.

По окончании выездного семинара-совещания Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вручил благодарности Комитета за особые заслуги и значительный личный вклад в развитие местного самоуправления Главе города Иванова Сверчкову В.М. и заместителю Главы города Вологды Фомичёвой Л.Д., а также ценные подарки – Президенту СГЦСЗР, Мэру Великого Новгорода Бобрышеву Ю.И. и Главе города Владимира Сахарову С.В.

По  вопросу  2.  «О вступлении в Союз городов Центра и Северо-Запада России города-героя Смоленска» выступил Президент СГЦСЗР Ю.И. Бобрышев. Юрий Иванович проинформировал о том, что от города Смоленска поступило заявление о вступлении в наш Союз и предоставил слово первому заместителю Главы города Смоленска Д.Я. Леванту, который выступил с презентацией «Город-герой Смоленск».

Рассмотрев заявление города-героя Смоленска о присоединении к Договору об образовании Союза городов Центра и Северо-Запада России, и на основании  Устава Союза городов Центра и Северо-Запада России, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

Принять муниципальное образование город Смоленск в Союз городов Центра и Северо-Запада России.

По вопросу 3.  «Отчет о работе Союза городов Центра и Северо-Запада России за 2012 год». Отчетный доклад Союза городов Центра и Северо-Запада России за 2012 год был представлен в форме слайд-фильма. Информация о проведенных мероприятиях и о работе Союза сопровождалась большим количеством фотографий и специальных слайдов (текст доклада прилагается, приложение 1).

С докладом о деятельности секции СГЦСЗР «Молодёжная политика» выступил и.о. руководителя секции, заместитель председателя Комитета,  начальник отдела по делам молодёжи Комитета культуры и молодёжной политики Администрации Великого Новгорода И.Н. Яковлев.

В обсуждении приняли участие: В.Б. Кидяев, Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД, просмотрев слайд-фильм, отметил, что работа в Союзе проведена большая,  интересная, заслуживает аплодисментов и обратился к Союзу и другим ассоциациям с просьбой плотнее работать с Комитетом при разработке законопроектов, Ю.И. Бобрышев, Мэр Великого Новгорода, Президент СГЦСЗР, И.Н. Цецерский, Глава  города Пскова, член Правления СГЦСЗР.

Заслушав  и   обсудив   отчетный   доклад   об   итогах   работы  Союза  городов Центра и Северо-Запада  России  за 2012 год, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России отмечает, что за отчетный период проделана большая работа, проведено 40 мероприятий, в том числе 2 Собрания,  3 заседания Правления, заседание ревизионной комиссии, 9 тематических семинаров и конференций, XI Спартакиада СГЦСЗР, IV фестиваль лыжного спорта, XVII выставка работ детского художественного творчества, 9 информационных обменов и заочных семинаров,  конкурсы, выставки и фестивали. Мероприятия прошли в 16 городах на высоком организационном уровне с личным участием руководителей представительных и исполнительных органов муниципальных образований, представителей субъектов РФ, министерств и ведомств РФ, Центрального и Северо-западного федеральных округов, депутатов Государственной Думы РФ, представителей Совета Федерации, ученых, юристов и специалистов различных отраслей городского хозяйства. 

 План 2012 года по взносам по состоянию на 01.01.2013 выполнен на 96 %. Смета расходов – на 94,3 %.    

Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

  1. Отчет о работе Союза городов Центра и Северо-Запада России за 2012 год  принять к сведению. 
  2. Признать   работу  Президента Союза городов Центра и Северо-Запада России,      Правления Союза и исполнительной дирекции соответствующей   уставным  целям  и  задачам Союза, решениям Собрания.

По вопросу 4.  «Отчет ревизионной комиссии» выступил Председатель городского Собрания МО город  Котлас А.Ю. Степанов по поручению Председателя ревизионной комиссии СГЦСЗР, Главы МО город Котлас Мелентьева С.Н. Доклад прилагается (приложение 2).

Заслушав доклад Председателя ревизионной  комиссии Союза  городов Центра и Северо-Запада России о  результатах  проверки  финансово-хозяйственной  деятельности  Союза  за  2012 год, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило: 

 Доклад ревизионной комиссии Союза городов Центра и Северо-Запада  России  утвердить.  

 По вопросу 5. «Об основных направлениях деятельности Союза городов Центра и Северо-Запада России на 2013 год» выступил Васильев А.А., исполнительный директор СГЦСЗР. Александр Анатольевич познакомил собравшихся с основными направлениями деятельности Союза в 2013 году, обратил внимание на продолжение работы по закреплению ответственности по направлениям деятельности за муниципальными образованиями и назначению ответственных за взаимодействие с исполнительной дирекцией.

 В обсуждении приняли участие: Ю.И. Бобрышев, Мэр Великого Новгорода, Президент СГЦСЗР, подчеркнул важность работы по закреплению ответственности по направлениям деятельности за муниципальными образованиями; И.Н. Цецерский, Глава  города Пскова, член Правления СГЦСЗР, заверил, что город Псков готов взять на себя ответственность за работу секции СГЦСЗР «Правовое обеспечение»; И.М. Хабаров, Глава Великоустюгского муниципального района, предложил провести годовое Собрание Союза в марте месяце 2014 года в Великом Устюге;              А.В. Соколов, заместитель Председателя Муниципального Совета г. Рыбинска, предложил провести в городе Рыбинске в мае 2013 года семинар, на котором рыбинцы готовы представить опыт комплексного решения проблем по улучшению качества условий образовательного процесса. 

 Обсудив вопрос об основных направлениях деятельности Союза городов Центра и Северо-Запада России на 2013 год, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

  1. Утвердить План проведения основных мероприятий СГЦСЗР на 2013 год (Приложение 3). 
  2. Утвердить список направлений работы, руководителей секций и закрепление ответственности муниципальных образований Союза (Приложение 4). 

  3. Продолжить работу по закреплению ответственности по направлениям деятельности за муниципальными образованиями - членами Союза. Поручить Правлению вносить изменения в утвержденный список. 

  4. Главам муниципальных образований городов Выборга, Новодвинска и Шуи назначить ответственных за взаимодействие с исполнительной дирекцией Союза. 

  5. Руководителям муниципальных образований - членов СГЦСЗР обеспечить проведение запланированных на 2013 год мероприятий и участие своих представителей в мероприятиях Союза, а также информирование аппаратов представительных и исполнительных органов местного самоуправления и жителей муниципальных образований о текущей работе Союза.

По  вопросу  6.  «Довыборы в органы управления Союзом городов Центра и Северо-Запада России»  выступил Президент СГЦСЗР Юрий Иванович Бобрышев. Заслушав информацию Президента СГЦСЗР Ю.И. Бобрышева о невозможности выполнения обязанностей вице-президента СГЦСЗР  Бабичевым В.И. в связи с переходом на другую работу, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило: 

  1. Избрать вице-президентом Союза городов Центра и Северо-Запада России Главу города Иванова Сверчкова Вячеслава Михайловича 
  2. Избрать членом Правления Союза городов Центра и Северо-Запада России Главу города Владимира Сахарова Сергея Владимировича 
  3. Избрать членом Ревизионной комиссии Союза городов Центра и Северо-Запада России Главу Старорусского муниципального района Быкова Андрея Викторовича 
  4. Выразить благодарность вице-президенту Союза городов Центра и Северо-Запада России Бабичеву Владимиру Ивановичу за многолетнюю активную и плодотворную работу в Союзе городов Центра и Северо-Запада России

По окончании Собрания выступила руководитель ЦИК Всероссийского Совета по местному  самоуправлению Максимова О.Ю. Она рассказала собравшимся о готовившихся торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня местного самоуправления. Генеральный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Селиванов В.И. рекомендовал просматривать информационный бюллетень на сайте МАГа, где размещена информация о лучших практиках городов, и вручил диплом городу Ярославлю. Ю.И. Бобрышев  поблагодарил  всех  участников и гостей за конструктивный вклад  в  работу общего  Собрания  и  выразил благодарность Главе города Владимира Сахарову С.В., сотрудникам аппарата Совета народных депутатов города Владимира и исполнительной дирекции СГЦСЗР  за четкую организацию Собрания и гостеприимство. 

Участники и гости Собрания познакомились с достопримечательностями города Владимира и побывали в городе-музее Суздале.  

        Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России Ю.И. Бобрышев                            

Новости союза