Рассмотрев
вопрос о местном самоуправлении в России и перспективах его развития, обсудив
проект итогового документа Всероссийского Съезда муниципальных образований и
предложения муниципальных образований СГЦСЗР по вопросам Съезда, Собрание Союза
городов Центра и Северо-Запада России отмечает:
Руководители органов местного
самоуправления вместе со всем муниципальным сообществом поддерживают инициативу
проведения Всероссийского Съезда муниципальных образований, высоко ценят
готовность высшего руководства страны к прямому диалогу, возлагают большие
надежды на предстоящий форум, его решения и эффект от их последующей
реализации.
Проект итогового документа содержит
описание зарождения местного самоуправления в России, его становления и
развития в новейшей истории, целей и задач реформы начала 2000-ых годов,
описание сегодняшних проблем и предложения по дальнейшему совершенствованию.
Многие предложения муниципальных образований Союза городов
Центра и Северо-Запада России, внесенные в ходе информационного обмена,
проведенного по просьбе Комитета Государственной Думы по федеративному
устройству и вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской
Федерации, нашли свое отражение в проекте итогового документа, подготовленного
редакционной коллегией Организационного комитета Съезда.
Среди них предложения:
- о внесении
изменений в бюджетное законодательство и законодательство Российской Федерации
о налогах и сборах в целях укрепления финансового положения муниципальных
образований и создания для органов местного самоуправления стимулов по
обеспечению устойчивого и комплексного развития муниципальных образований;
- о дальнейшей оптимизации полномочий, уточнению и
разграничению полномочий между уровнями публичной власти, между видами
муниципальных образований;
- о принятии законодательных и организационных мер,
направленных на совершенствование системы муниципального контроля и иные
предложения.
Заслуживают внимания предложения проекта итогового
документа о новшествах в вопросах местного самоуправления, таких как:
- предложение о
выделении нового вида муниципальных образований –
крупных городов («городских агломераций»), прежде всего из числа городов
– центров субъектов РФ;
- предложение «законодательно предоставить необходимые
полномочия главе муниципального образования как высшему должностному лицу
муниципального образования по обеспечению осуществления органами местного
самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных
государственных полномочий, включая возможность координации деятельности
органов местного самоуправления и их регулярной отчетности перед главой в
соответствии с процедурой, установленной уставом муниципалитета»;
- предложение о создании на федеральном уровне четкой
правовой и методической базы для осуществления органами местного самоуправления
эффективного стратегического и программно-целевого муниципального планирования
и управления, имея в виду основную ответственность органов местного
самоуправления за комплексное градорегулирование территории муниципалитета;
Безусловную поддержку находят предложения об участии
государства в вопросах инфраструктурного развития муниципальных образований и
защиты интересов граждан в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими
организациями:
- ежегодно
предусматривать в течение 2013 – 2015 годов за счет дополнительных доходов
федерального бюджета увеличение размера имущественного взноса Российской
Федерации в Фонд содействия реформированию ЖКХ для увеличения лимитов
предоставления субъектам Российской Федерации (а затем и муниципальным
образованиям) финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего
имущества в многоквартирных домах, а также на модернизацию систем коммунальной
инфраструктуры (возможно, и в форме целевого кредита, ставка которого не должна
превышать уровень инфляции);
- рассмотреть
возможность внесения дополнительных имущественных взносов в Фонд содействия
реформированию ЖКХ для предоставления финансовой поддержки на переселение
граждан из аварийного жилищного фонда в объеме, позволяющем в течение 2013 –
2015 годов решить задачу переселения граждан из жилых помещений в
многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и
подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года. При этом доля
софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и
средств бюджетов муниципальных образований должна составлять от 30 до 50
процентов в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности соответствующего
субъекта Российской Федерации;
- подготовить государственное поручение о выработке
предложений, в том числе, законотворческих, по диверсификации
организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, предоставляющих
коммунальные услуги, и их форм собственности, имея в виду расширение
возможностей органов местного самоуправления по организационному регулированию
муниципального и межмуниципального рынка коммунальных услуг и расширение
возможностей участия муниципалитетов как хозяйствующих субъектов в этом
процессе при сохранении принципов рыночной конкуренции для повышения качества
предоставляемых услуг и удобств населения.
В то же время есть отдельные предложения муниципальных
образований Союза городов Центра и Северо-Запада России и предложения Союза,
внесенные ранее принятыми решениями, которые не нашли отражение в проекте
итогового документа или сформулированы не достаточно четко и конкретно.
С учетом вышеизложенного и с учетом внесенных в ходе
обсуждения предложений Собрание Союза городов Центра и
Северо-Запада России решило:
- Поддержать проект итогового документа Всероссийского
Съезда муниципальных образований, подготовленный редакционной коллегией
Организационного комитета Съезда.
- Предложить редакционной коллегии внести в текст
документа следующие поправки по вопросам Съезда:
Развитие
финансово-экономической основы местного самоуправления
- законодательно
определить обязанность субъектов Российской Федерации по закреплению за
административными центрами дополнительных доходных источников и (или) по
предоставлению им соответствующей финансовой поддержки из бюджетов субъектов
Российской Федерации;
- на федеральном уровне установить общие требования к
установлению формализованных методик распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которые предусматривали бы
стимулирование роста налоговых поступлений местных бюджетов, а также учитывали
объективные особенности расходных полномочий различных типов муниципальных
образований;
- предусмотреть
в Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации возможность введения
одного дополнительного местного налога. Причем, не через референдум, который
является затратным механизмом и, поэтому, нереальным, а путем принятия решения
представительным органом местного самоуправления;
- предоставить право муниципалитетам на своей
территории вводить местные сборы (например, на благоустройство и др.), а также осуществить
закрепление за муниципальными образованиями на долговременной основе налоговых
отчислений от налога на прибыль, на имущество организаций, транспортного налога;
- принять
меры, предусматривающие возможность зачисления в местные бюджеты поступлений от
налога на имущество организаций в соответствии с Указом Президента РФ от
07.05.2012 № 601.
Оптимизация полномочий органов местного
самоуправления, финансирование и исполнение делегированных государственных
полномочий
- в вопросе разграничения полномочий
обеспечить приоритет ресурсной обеспеченности закреплённых полномочий над
сложившейся практикой перекидывания полномочий между уровнями без достаточных
обоснований и механизмов реализации;
- обеспечить устранение правовых
коллизий, содержащихся в законодательстве. Принять подзаконные акты, отражающие
или разъясняющие понятия по «организации» и «созданию условий» в рамках решения
вопросов местного значения;
- обеспечить приведение в
соответствие объема расходных полномочий муниципальных образований и доходов
местных бюджетов.
Кадровое
обеспечение местного самоуправления
- органам исполнительной субъектов РФ инициировать разработку на федеральном
уровне единой долгосрочной программы развития государственной гражданской и
муниципальной службы в РФ;
- дополнить статью 5 Федерального
закона «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы
Российской Федерации» пунктами о единстве основных требований к формированию и
использованию резервов государственной и муниципальной службы и резервов управленческих кадров, формируемых
на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; а также о единстве
основных требований к порядку и основаниям приема и увольнения муниципальных и
государственных гражданских служащих;
- исключить из статьи 17 Федерального закона «Конкурс
на замещение должности муниципальной службы» требование об опубликовании
проекта трудового договора в печатных средствах массовой информации в связи с
большими затратами муниципального образования на публикацию многостраничного
договора в газете, в то время как профессионально-ориентированные и
квалифицированные кадры для муниципальной службы (как показывает практика 6 лет
работы) получают информацию о конкурсах в кадровый резерв, либо на вакантную
должность через Интернет.
Территориальные основы местного
самоуправления в регионах России
- реформирование должно приводить к реальным улучшениям в
жизни граждан, процесс совершенствования
территориальной организации муниципальных образований должен быть направлен на
повышение конкурентоспособности местного самоуправления, вследствие чего должно
улучшаться и качество жизни населения.
Развитие
гражданской инициативы и общественного контроля на местном уровне
- необходим комплексный пересмотр законодательства с
обеспечением взаимосвязи процессов управления многоквартирными жилыми домами с
территориальным общественным самоуправлением, с упрощением организационных
процедур и определением финансовой поддержки;
- в вопросе активизации участия населения в местном
самоуправлении – законодательного обеспечения большей доступности для населения
в реализации предусмотренных законом форм участия (референдумы, опросы,
конференции, слушания и др.);
- принять на федеральном и
региональном уровнях программу, предусматривающую обучение и просвещение представителей системы ТОС и простых жителей
по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, основам жилищного, земельного, административного и
иного законодательства;
- создать систему
юридической помощи населению, органам ТОС в решении вопросов взаимодействия с
управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями. Важно, чтобы эта
помощь была не только консультационной, но и практической;
- внести в действующее
федеральное законодательство изменения, связанные с уточнением прав и
обязанностей управляющих компаний, ужесточить ответственность за ненадлежащее исполнение договоров управления.
Дать органам местного самоуправления возможность более адекватно и оперативно
влиять на исполнение управляющими компаниями своих обязательств.
Взаимодействие муниципальных образований
с контрольно-надзорными органами и вопросы муниципального контроля
- обеспечить:
законодательное
упорядочение, регламентацию проверок органов местного самоуправления
контрольно-надзорными органами, заключение с контрольно-надзорными органами
соглашений о взаимодействии;
законодательное закрепление минимального необходимого
срока ответа на запросы контрольно-надзорных органов (не менее 3-5 рабочих
дней);
учет контрольно-надзорными органами возможностей
местных бюджетов при внесении органам местного самоуправления представлений,
требований, предписаний.
- органам прокуратуры при взаимодействии с органами
местного самоуправления необходимо шире использовать практику правотворческой
деятельности: акты прокурорского реагирования в отношении муниципальных
правовых актов должны применять как крайняя мера при отказе органов местного
самоуправления удовлетворить правотворческую инициативу органов прокуратуры.
Следует внести соответствующие изменения и дополнения в федеральное
законодательство, регулирующее деятельность органов прокуратуры, в части
закрепления положения о необходимости обязательного представления органами
прокуратуры в десятидневный срок письменных замечаний и предложений
(заключений) на проекты решений представительных органов местного
самоуправления, направленных в прокуратуру;
- в связи с тем, что многие
требования проверяющих организаций напрямую связаны с изменениями федерального
законодательства и требуют больших финансовых затрат муниципалитетов,
необходимо либо компенсировать муниципалитетам из вышестоящих бюджетов затраты
на удовлетворение требований органов прокуратуры и иных органов государственного
контроля (надзора), либо подобные изменения вводить со следующего финансового
года;
- необходимо
совершенствовать нормы действующего законодательства, в том числе, установить
разумные основания для проведения внеплановых проверок, исключить дублирование
контрольных и надзорных полномочий органов разных уровней. Кроме того,
необходимо отметить, что меры ответственности, применяемые к органам местного
самоуправления, должны быть соразмерны степени вредности выявленных нарушений и
вине должностных лиц, а также при применении наказания (в том числе, в виде
штрафов) необходимо учитывать размер средств бюджетов муниципальных образований
на исполнение этих наказаний, не допускать направление запросов с установлением
необоснованно коротких сроков их исполнения;
- требует законодательного уточнения понятие
«муниципальный контроль». Суды считают, что администрация в целях решения
вопросов местного значения фактически осуществляет муниципальный контроль и по
иным вопросам, несмотря на то, что статьей 16 Закона N 131-ФЗ такая
деятельность не поименована буквально как муниципальный контроль (Определение
ВАС РФ от 13.06.2012 N ВАС-4170/12 по делу N А06-2326/2011). Предлагаем
урегулировать имеющиеся противоречия между нормой Закона и сложившейся судебной
практикой;
- предлагаем предусмотреть в Федеральном законе «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» возможность регулирования
вопросов осуществления муниципального земельного контроля специальными
федеральными законами, а также расширения оснований проведения внеплановых
проверок федеральными законами;
- в целях предотвращения бесконтрольного использования
городских лесов необходимо внесение
поправок в ЛК РФ (в части перечня полномочий муниципальных инспекторов);
- распространить действие Федерального закона от
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» только на проверки юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих документы на право пользования
земельными участками. В случае самовольного занятия земельного участка
юридическими лицами, или индивидуальными предпринимателями действие
Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» не должно распространяться;
- внести в Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения,
направленные на введение нового вопроса местного значения по осуществлению
муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства городского округа
и наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по
его решению;
- рекомендовать органам
государственной власти субъектов Российской Федерации принять акты
регионального законодательства, определяющие порядок осуществления
муниципальными образованиями различных видов муниципального контроля:
жилищного, в сфере благоустройства и другие.
3. Обратиться в Организационный Комитет по подготовке
Всероссийского Съезда муниципальных образований с просьбой:
- включить в список выступающих на Съезде Президента
Союза городов Центра и Северо-Запада России, Мэра Великого Новгорода Бобрышева
Ю.И.;
- включить в состав редакционной коллегии Съезда
исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России Васильева
А.А.
Президент
Союза городов Центра и Северо-Запада России Ю.И. Бобрышев