logo
Союз городов Центра и Северо-Запада России!

Решение о предложениях к Всероссийскому Съезду МО

Рассмотрев вопрос о местном самоуправлении в России и перспективах его развития, обсудив проект итогового документа Всероссийского Съезда муниципальных образований и предложения муниципальных образований СГЦСЗР по вопросам Съезда, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России отмечает:

Руководители органов местного самоуправления вместе со всем муниципальным сообществом поддерживают инициативу проведения Всероссийского Съезда муниципальных образований, высоко ценят готовность высшего руководства страны к прямому диалогу, возлагают большие надежды на предстоящий форум, его решения и эффект от их последующей реализации.

Проект итогового документа содержит описание зарождения местного самоуправления в России, его становления и развития в новейшей истории, целей и задач реформы начала 2000-ых годов, описание сегодняшних проблем и предложения по дальнейшему совершенствованию.

Многие предложения  муниципальных образований Союза городов Центра и Северо-Запада России, внесенные в ходе информационного обмена, проведенного по просьбе Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской Федерации, нашли свое отражение в проекте итогового документа, подготовленного редакционной коллегией Организационного комитета Съезда.

Среди них предложения:

- о внесении изменений в бюджетное законодательство и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в целях укрепления финансового положения муниципальных образований и создания для органов местного самоуправления стимулов по обеспечению устойчивого и комплексного развития муниципальных образований;

- о дальнейшей оптимизации полномочий, уточнению и разграничению полномочий между уровнями публичной власти, между видами муниципальных образований;

- о принятии законодательных и организационных мер, направленных на совершенствование системы муниципального контроля и иные предложения.

Заслуживают внимания предложения проекта итогового документа о новшествах в вопросах местного самоуправления, таких как:

-  предложение о выделении нового вида муниципальных образований – крупных городов («городских агломераций»), прежде всего из числа городов – центров субъектов РФ;

- предложение «законодательно предоставить необходимые полномочия главе муниципального образования как высшему должностному лицу муниципального образования по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, включая возможность координации деятельности органов местного самоуправления и их регулярной отчетности перед главой в соответствии с процедурой, установленной уставом муниципалитета»;

- предложение о  создании на федеральном уровне четкой правовой и методической базы для осуществления органами местного самоуправления эффективного стратегического и программно-целевого муниципального планирования и управления, имея в виду основную ответственность органов местного самоуправления за комплексное градорегулирование территории муниципалитета;

Безусловную поддержку находят предложения об участии государства в вопросах инфраструктурного развития муниципальных образований и защиты интересов граждан в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями:

-  ежегодно предусматривать в течение 2013 – 2015 годов за счет дополнительных доходов федерального бюджета увеличение размера имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содействия реформированию ЖКХ для увеличения лимитов предоставления субъектам Российской Федерации (а затем и муниципальным образованиям) финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (возможно, и в форме целевого кредита, ставка которого не должна превышать уровень инфляции);

-  рассмотреть возможность внесения дополнительных имущественных взносов в Фонд содействия реформированию ЖКХ для предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объеме, позволяющем в течение 2013 – 2015 годов решить задачу переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года. При этом доля софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов муниципальных образований должна составлять от 30 до 50 процентов в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации;

- подготовить государственное поручение о выработке предложений, в том числе, законотворческих, по диверсификации организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, предоставляющих коммунальные услуги, и их форм собственности, имея в виду расширение возможностей органов местного самоуправления по организационному регулированию муниципального и межмуниципального рынка коммунальных услуг и расширение возможностей участия муниципалитетов как хозяйствующих субъектов в этом процессе при сохранении принципов рыночной конкуренции для повышения качества предоставляемых услуг и удобств населения.

В то же время есть отдельные предложения муниципальных образований Союза городов Центра и Северо-Запада России и предложения Союза, внесенные ранее принятыми решениями, которые не нашли отражение в проекте итогового документа или сформулированы не достаточно четко и конкретно.

С учетом вышеизложенного и с учетом внесенных в ходе обсуждения предложений Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

  1. Поддержать проект итогового документа Всероссийского Съезда муниципальных образований, подготовленный редакционной коллегией Организационного комитета Съезда. 
  2. Предложить редакционной коллегии внести в текст документа следующие поправки по вопросам Съезда:

      Развитие финансово-экономической основы местного самоуправления

-  законодательно определить обязанность субъектов Российской Федерации по закреплению за административными центрами дополнительных доходных источников и (или) по предоставлению им соответствующей финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- на федеральном  уровне установить общие требования к установлению формализованных методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которые предусматривали бы стимулирование роста налоговых поступлений местных бюджетов, а также учитывали объективные особенности расходных полномочий различных типов муниципальных образований;

- предусмотреть в Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации возможность введения одного дополнительного местного налога. Причем, не через референдум, который является затратным механизмом и, поэтому, нереальным, а путем принятия решения представительным органом местного самоуправления;

- предоставить право муниципалитетам на своей территории вводить местные сборы (например, на благоустройство и др.), а также осуществить закрепление за муниципальными образованиями на долговременной основе налоговых отчислений от налога на прибыль, на имущество организаций, транспортного налога;

- принять меры, предусматривающие возможность зачисления в местные бюджеты поступлений от налога на имущество организаций в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012  № 601.

Оптимизация полномочий органов местного самоуправления, финансирование и исполнение делегированных государственных полномочий

- в вопросе разграничения полномочий обеспечить приоритет ресурсной обеспеченности закреплённых полномочий над сложившейся практикой перекидывания полномочий между уровнями без достаточных обоснований и механизмов реализации;

- обеспечить устранение правовых коллизий, содержащихся в законодательстве. Принять подзаконные акты, отражающие или разъясняющие понятия по «организации» и «созданию условий» в рамках решения вопросов местного значения;

- обеспечить приведение в соответствие объема расходных полномочий муниципальных образований и доходов местных бюджетов.

Кадровое обеспечение местного самоуправления

- органам исполнительной субъектов РФ инициировать разработку на федеральном уровне единой долгосрочной программы развития государственной гражданской и муниципальной службы в РФ;

-  дополнить статью 5 Федерального закона «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации» пунктами о единстве основных требований к формированию и использованию резервов государственной и муниципальной службы  и резервов управленческих кадров, формируемых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; а также о единстве основных требований к порядку и основаниям приема и увольнения муниципальных и государственных гражданских служащих;

- исключить из статьи 17 Федерального закона «Конкурс на замещение должности муниципальной службы» требование об опубликовании проекта трудового договора в печатных средствах массовой информации в связи с большими затратами муниципального образования на публикацию многостраничного договора в газете, в то время как профессионально-ориентированные и квалифицированные кадры для муниципальной службы (как показывает практика 6 лет работы) получают информацию о конкурсах в кадровый резерв, либо на вакантную должность через Интернет.

Территориальные основы местного самоуправления в регионах России

-  реформирование  должно приводить к реальным улучшениям в жизни граждан,  процесс совершенствования территориальной организации муниципальных образований должен быть направлен на повышение конкурентоспособности местного самоуправления, вследствие чего должно улучшаться и качество жизни населения.

Развитие гражданской инициативы и общественного контроля на местном уровне

- необходим комплексный пересмотр законодательства с обеспечением взаимосвязи процессов управления многоквартирными жилыми домами с территориальным общественным самоуправлением, с упрощением организационных процедур и определением финансовой поддержки;

- в вопросе активизации участия населения в местном самоуправлении – законодательного обеспечения большей доступности для населения в реализации предусмотренных законом форм участия (референдумы, опросы, конференции, слушания и др.);

- принять на федеральном  и региональном уровнях программу, предусматривающую обучение и просвещение  представителей системы ТОС и простых жителей по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, основам  жилищного, земельного, административного и иного законодательства; 

- создать систему юридической помощи населению, органам ТОС в решении вопросов взаимодействия с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями. Важно, чтобы эта помощь была не только консультационной, но и практической;

- внести в действующее федеральное законодательство изменения, связанные с уточнением прав и обязанностей управляющих компаний, ужесточить ответственность за  ненадлежащее исполнение договоров управления. Дать органам местного самоуправления возможность более адекватно и оперативно влиять на исполнение управляющими компаниями своих обязательств.

Взаимодействие муниципальных образований с контрольно-надзорными органами и вопросы муниципального контроля

- обеспечить:

законодательное упорядочение, регламентацию проверок органов местного самоуправления контрольно-надзорными органами, заключение с контрольно-надзорными органами соглашений о взаимодействии;

законодательное закрепление минимального необходимого срока ответа на запросы контрольно-надзорных органов (не менее 3-5 рабочих дней);

учет контрольно-надзорными органами возможностей местных бюджетов при внесении органам местного самоуправления представлений, требований, предписаний.

- органам прокуратуры при взаимодействии с органами местного самоуправления необходимо шире использовать практику правотворческой деятельности: акты прокурорского реагирования в отношении муниципальных правовых актов должны применять как крайняя мера при отказе органов местного самоуправления удовлетворить правотворческую инициативу органов прокуратуры. Следует внести соответствующие изменения и дополнения в федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов прокуратуры, в части закрепления положения о необходимости обязательного представления органами прокуратуры в десятидневный срок письменных замечаний и предложений (заключений) на проекты решений представительных органов местного самоуправления, направленных в прокуратуру;

- в связи с тем, что многие требования проверяющих организаций напрямую связаны с изменениями федерального законодательства и требуют больших финансовых затрат муниципалитетов, необходимо либо компенсировать муниципалитетам из вышестоящих бюджетов затраты на удовлетворение требований органов прокуратуры и иных органов государственного контроля (надзора), либо подобные изменения вводить со следующего финансового года;

-  необходимо совершенствовать нормы действующего законодательства, в том числе, установить разумные основания для проведения внеплановых проверок, исключить дублирование контрольных и надзорных полномочий органов разных уровней. Кроме того, необходимо отметить, что меры ответственности, применяемые к органам местного самоуправления, должны быть соразмерны степени вредности выявленных нарушений и вине должностных лиц, а также при применении наказания (в том числе, в виде штрафов) необходимо учитывать размер средств бюджетов муниципальных образований на исполнение этих наказаний, не допускать направление запросов с установлением необоснованно коротких сроков их исполнения;

-  требует законодательного уточнения понятие «муниципальный контроль». Суды считают, что администрация в целях решения вопросов местного значения фактически осуществляет муниципальный контроль и по иным вопросам, несмотря на то, что статьей 16 Закона N 131-ФЗ такая деятельность не поименована буквально как муниципальный контроль (Определение ВАС РФ от 13.06.2012 N ВАС-4170/12 по делу N А06-2326/2011). Предлагаем урегулировать имеющиеся противоречия между нормой Закона и сложившейся судебной практикой;

- предлагаем предусмотреть в  Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» возможность регулирования вопросов осуществления муниципального земельного контроля специальными федеральными законами, а также расширения оснований проведения внеплановых проверок федеральными законами; 

- в целях предотвращения бесконтрольного использования городских лесов  необходимо внесение поправок в ЛК РФ (в части перечня полномочий муниципальных инспекторов);

- распространить действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» только на проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих документы на право пользования земельными участками. В случае самовольного занятия земельного участка юридическими лицами, или индивидуальными предпринимателями действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должно распространяться;

- внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения, направленные на введение нового вопроса местного значения по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства городского округа и наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по его решению;

- рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять акты регионального законодательства, определяющие порядок осуществления муниципальными образованиями различных видов муниципального контроля: жилищного, в сфере благоустройства и другие.

3. Обратиться в Организационный Комитет по подготовке Всероссийского Съезда муниципальных образований с просьбой:

- включить в список выступающих на Съезде Президента Союза городов Центра и Северо-Запада России, Мэра Великого Новгорода Бобрышева Ю.И.;

- включить в состав редакционной коллегии Съезда исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России Васильева А.А. 

Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России          Ю.И. Бобрышев  

Новости союза

  • 12
    дек

    В Смоленске новый Глава города

    9 декабря т.г. на 18-й внеочередной сессии Смоленского городского Совета на должность Главы города Смоленска избран Владимир Александрович Соваренко. За него проголосовало 26 депутатов.

  • 17
    ноя

    Проект плана работы СГЦСЗР на 2017 год

    Исполнительная дирекция приступила к формированию проекта плана проведения основных мероприятий Союза на 2017 год. В города направлены письма с просьбой прислать предложения в проект плана. С благодарностью рассмотрим все Ваши пожелания.

  • 16
    ноя

    В Иванове новый Глава города

    Главой города Иванова депутаты городской Думы избрали Шарыпова Владимира Николаевича, ранее замещавшего должность заместителя Председателя Правительства Ивановской области. Бывший Глава города Хохлов Алексей Алексеевич избран депутатом Государственной Думы седьмого созыва.