logo
Союз городов Центра и Северо-Запада России!

Решение о предложениях к Всероссийскому Съезду МО

Рассмотрев вопрос о местном самоуправлении в России и перспективах его развития, обсудив проект итогового документа Всероссийского Съезда муниципальных образований и предложения муниципальных образований СГЦСЗР по вопросам Съезда, Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России отмечает:

Руководители органов местного самоуправления вместе со всем муниципальным сообществом поддерживают инициативу проведения Всероссийского Съезда муниципальных образований, высоко ценят готовность высшего руководства страны к прямому диалогу, возлагают большие надежды на предстоящий форум, его решения и эффект от их последующей реализации.

Проект итогового документа содержит описание зарождения местного самоуправления в России, его становления и развития в новейшей истории, целей и задач реформы начала 2000-ых годов, описание сегодняшних проблем и предложения по дальнейшему совершенствованию.

Многие предложения  муниципальных образований Союза городов Центра и Северо-Запада России, внесенные в ходе информационного обмена, проведенного по просьбе Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Федерального Собрания Российской Федерации, нашли свое отражение в проекте итогового документа, подготовленного редакционной коллегией Организационного комитета Съезда.

Среди них предложения:

- о внесении изменений в бюджетное законодательство и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в целях укрепления финансового положения муниципальных образований и создания для органов местного самоуправления стимулов по обеспечению устойчивого и комплексного развития муниципальных образований;

- о дальнейшей оптимизации полномочий, уточнению и разграничению полномочий между уровнями публичной власти, между видами муниципальных образований;

- о принятии законодательных и организационных мер, направленных на совершенствование системы муниципального контроля и иные предложения.

Заслуживают внимания предложения проекта итогового документа о новшествах в вопросах местного самоуправления, таких как:

-  предложение о выделении нового вида муниципальных образований – крупных городов («городских агломераций»), прежде всего из числа городов – центров субъектов РФ;

- предложение «законодательно предоставить необходимые полномочия главе муниципального образования как высшему должностному лицу муниципального образования по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, включая возможность координации деятельности органов местного самоуправления и их регулярной отчетности перед главой в соответствии с процедурой, установленной уставом муниципалитета»;

- предложение о  создании на федеральном уровне четкой правовой и методической базы для осуществления органами местного самоуправления эффективного стратегического и программно-целевого муниципального планирования и управления, имея в виду основную ответственность органов местного самоуправления за комплексное градорегулирование территории муниципалитета;

Безусловную поддержку находят предложения об участии государства в вопросах инфраструктурного развития муниципальных образований и защиты интересов граждан в отношениях с управляющими и ресурсоснабжающими организациями:

-  ежегодно предусматривать в течение 2013 – 2015 годов за счет дополнительных доходов федерального бюджета увеличение размера имущественного взноса Российской Федерации в Фонд содействия реформированию ЖКХ для увеличения лимитов предоставления субъектам Российской Федерации (а затем и муниципальным образованиям) финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (возможно, и в форме целевого кредита, ставка которого не должна превышать уровень инфляции);

-  рассмотреть возможность внесения дополнительных имущественных взносов в Фонд содействия реформированию ЖКХ для предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объеме, позволяющем в течение 2013 – 2015 годов решить задачу переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу по состоянию на 1 января 2012 года. При этом доля софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов муниципальных образований должна составлять от 30 до 50 процентов в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации;

- подготовить государственное поручение о выработке предложений, в том числе, законотворческих, по диверсификации организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, предоставляющих коммунальные услуги, и их форм собственности, имея в виду расширение возможностей органов местного самоуправления по организационному регулированию муниципального и межмуниципального рынка коммунальных услуг и расширение возможностей участия муниципалитетов как хозяйствующих субъектов в этом процессе при сохранении принципов рыночной конкуренции для повышения качества предоставляемых услуг и удобств населения.

В то же время есть отдельные предложения муниципальных образований Союза городов Центра и Северо-Запада России и предложения Союза, внесенные ранее принятыми решениями, которые не нашли отражение в проекте итогового документа или сформулированы не достаточно четко и конкретно.

С учетом вышеизложенного и с учетом внесенных в ходе обсуждения предложений Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило:

  1. Поддержать проект итогового документа Всероссийского Съезда муниципальных образований, подготовленный редакционной коллегией Организационного комитета Съезда. 
  2. Предложить редакционной коллегии внести в текст документа следующие поправки по вопросам Съезда:

      Развитие финансово-экономической основы местного самоуправления

-  законодательно определить обязанность субъектов Российской Федерации по закреплению за административными центрами дополнительных доходных источников и (или) по предоставлению им соответствующей финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- на федеральном  уровне установить общие требования к установлению формализованных методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которые предусматривали бы стимулирование роста налоговых поступлений местных бюджетов, а также учитывали объективные особенности расходных полномочий различных типов муниципальных образований;

- предусмотреть в Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации возможность введения одного дополнительного местного налога. Причем, не через референдум, который является затратным механизмом и, поэтому, нереальным, а путем принятия решения представительным органом местного самоуправления;

- предоставить право муниципалитетам на своей территории вводить местные сборы (например, на благоустройство и др.), а также осуществить закрепление за муниципальными образованиями на долговременной основе налоговых отчислений от налога на прибыль, на имущество организаций, транспортного налога;

- принять меры, предусматривающие возможность зачисления в местные бюджеты поступлений от налога на имущество организаций в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012  № 601.

Оптимизация полномочий органов местного самоуправления, финансирование и исполнение делегированных государственных полномочий

- в вопросе разграничения полномочий обеспечить приоритет ресурсной обеспеченности закреплённых полномочий над сложившейся практикой перекидывания полномочий между уровнями без достаточных обоснований и механизмов реализации;

- обеспечить устранение правовых коллизий, содержащихся в законодательстве. Принять подзаконные акты, отражающие или разъясняющие понятия по «организации» и «созданию условий» в рамках решения вопросов местного значения;

- обеспечить приведение в соответствие объема расходных полномочий муниципальных образований и доходов местных бюджетов.

Кадровое обеспечение местного самоуправления

- органам исполнительной субъектов РФ инициировать разработку на федеральном уровне единой долгосрочной программы развития государственной гражданской и муниципальной службы в РФ;

-  дополнить статью 5 Федерального закона «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации» пунктами о единстве основных требований к формированию и использованию резервов государственной и муниципальной службы  и резервов управленческих кадров, формируемых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; а также о единстве основных требований к порядку и основаниям приема и увольнения муниципальных и государственных гражданских служащих;

- исключить из статьи 17 Федерального закона «Конкурс на замещение должности муниципальной службы» требование об опубликовании проекта трудового договора в печатных средствах массовой информации в связи с большими затратами муниципального образования на публикацию многостраничного договора в газете, в то время как профессионально-ориентированные и квалифицированные кадры для муниципальной службы (как показывает практика 6 лет работы) получают информацию о конкурсах в кадровый резерв, либо на вакантную должность через Интернет.

Территориальные основы местного самоуправления в регионах России

-  реформирование  должно приводить к реальным улучшениям в жизни граждан,  процесс совершенствования территориальной организации муниципальных образований должен быть направлен на повышение конкурентоспособности местного самоуправления, вследствие чего должно улучшаться и качество жизни населения.

Развитие гражданской инициативы и общественного контроля на местном уровне

- необходим комплексный пересмотр законодательства с обеспечением взаимосвязи процессов управления многоквартирными жилыми домами с территориальным общественным самоуправлением, с упрощением организационных процедур и определением финансовой поддержки;

- в вопросе активизации участия населения в местном самоуправлении – законодательного обеспечения большей доступности для населения в реализации предусмотренных законом форм участия (референдумы, опросы, конференции, слушания и др.);

- принять на федеральном  и региональном уровнях программу, предусматривающую обучение и просвещение  представителей системы ТОС и простых жителей по вопросам, связанным с управлением многоквартирными домами, основам  жилищного, земельного, административного и иного законодательства; 

- создать систему юридической помощи населению, органам ТОС в решении вопросов взаимодействия с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями. Важно, чтобы эта помощь была не только консультационной, но и практической;

- внести в действующее федеральное законодательство изменения, связанные с уточнением прав и обязанностей управляющих компаний, ужесточить ответственность за  ненадлежащее исполнение договоров управления. Дать органам местного самоуправления возможность более адекватно и оперативно влиять на исполнение управляющими компаниями своих обязательств.

Взаимодействие муниципальных образований с контрольно-надзорными органами и вопросы муниципального контроля

- обеспечить:

законодательное упорядочение, регламентацию проверок органов местного самоуправления контрольно-надзорными органами, заключение с контрольно-надзорными органами соглашений о взаимодействии;

законодательное закрепление минимального необходимого срока ответа на запросы контрольно-надзорных органов (не менее 3-5 рабочих дней);

учет контрольно-надзорными органами возможностей местных бюджетов при внесении органам местного самоуправления представлений, требований, предписаний.

- органам прокуратуры при взаимодействии с органами местного самоуправления необходимо шире использовать практику правотворческой деятельности: акты прокурорского реагирования в отношении муниципальных правовых актов должны применять как крайняя мера при отказе органов местного самоуправления удовлетворить правотворческую инициативу органов прокуратуры. Следует внести соответствующие изменения и дополнения в федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов прокуратуры, в части закрепления положения о необходимости обязательного представления органами прокуратуры в десятидневный срок письменных замечаний и предложений (заключений) на проекты решений представительных органов местного самоуправления, направленных в прокуратуру;

- в связи с тем, что многие требования проверяющих организаций напрямую связаны с изменениями федерального законодательства и требуют больших финансовых затрат муниципалитетов, необходимо либо компенсировать муниципалитетам из вышестоящих бюджетов затраты на удовлетворение требований органов прокуратуры и иных органов государственного контроля (надзора), либо подобные изменения вводить со следующего финансового года;

-  необходимо совершенствовать нормы действующего законодательства, в том числе, установить разумные основания для проведения внеплановых проверок, исключить дублирование контрольных и надзорных полномочий органов разных уровней. Кроме того, необходимо отметить, что меры ответственности, применяемые к органам местного самоуправления, должны быть соразмерны степени вредности выявленных нарушений и вине должностных лиц, а также при применении наказания (в том числе, в виде штрафов) необходимо учитывать размер средств бюджетов муниципальных образований на исполнение этих наказаний, не допускать направление запросов с установлением необоснованно коротких сроков их исполнения;

-  требует законодательного уточнения понятие «муниципальный контроль». Суды считают, что администрация в целях решения вопросов местного значения фактически осуществляет муниципальный контроль и по иным вопросам, несмотря на то, что статьей 16 Закона N 131-ФЗ такая деятельность не поименована буквально как муниципальный контроль (Определение ВАС РФ от 13.06.2012 N ВАС-4170/12 по делу N А06-2326/2011). Предлагаем урегулировать имеющиеся противоречия между нормой Закона и сложившейся судебной практикой;

- предлагаем предусмотреть в  Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» возможность регулирования вопросов осуществления муниципального земельного контроля специальными федеральными законами, а также расширения оснований проведения внеплановых проверок федеральными законами; 

- в целях предотвращения бесконтрольного использования городских лесов  необходимо внесение поправок в ЛК РФ (в части перечня полномочий муниципальных инспекторов);

- распространить действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» только на проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих документы на право пользования земельными участками. В случае самовольного занятия земельного участка юридическими лицами, или индивидуальными предпринимателями действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не должно распространяться;

- внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения, направленные на введение нового вопроса местного значения по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства городского округа и наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями по его решению;

- рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять акты регионального законодательства, определяющие порядок осуществления муниципальными образованиями различных видов муниципального контроля: жилищного, в сфере благоустройства и другие.

3. Обратиться в Организационный Комитет по подготовке Всероссийского Съезда муниципальных образований с просьбой:

- включить в список выступающих на Съезде Президента Союза городов Центра и Северо-Запада России, Мэра Великого Новгорода Бобрышева Ю.И.;

- включить в состав редакционной коллегии Съезда исполнительного директора Союза городов Центра и Северо-Запада России Васильева А.А. 

Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России          Ю.И. Бобрышев  

Новости союза

  • 25
    мая

    В городском Совете Сыктывкара избран Председатель Совета

    Им стала исполняющая обязанности Председателя Совета Анна Феликсовна Дю.

  • 24
    мая

    Объявление

    По согласованию с мэрией города Череповца совещание на тему: "Проблемы и пути реформирования МУП в рамках реализации государственной политики по привлечению частных инвестиций в государственный и муниципальный сектор экономики" переносится на октябрь месяц.

  • 18
    мая

    25 мая Череповец приглашает на совещание

    Совещание для руководителей глав МО - членов СГЦСЗР пройдет на тему: "Проблемы и пути реформирования МУП в рамках реализации государственной политики по привлечению частных инвестиций в государственный и муниципальный сектор экономики".