Круглого
стола «Предстоящая реформа местного самоуправления.
Цели, варианты, ожидания»
г. Великий Устюг, 14 февраля 2014 г.
Участники
заседания «круглого стола» (руководители органов местного самоуправления Союза
городов Центра и Северо-Запада России, ученые и эксперты) по итогам
состоявшейся дискуссии выражают поддержку Президенту РФ В.В. Путину в
стремлении «поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах,
чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим
поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле
определяют качество жизни».
Муниципальное
сообщество выражает готовность принять самое активное участие в выполнении
поставленной в Послании Президента Федеральному Собранию РФ важнейшей задачи –
«уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие
сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах».
Изложенные ниже предложения «круглого
стола» являются откликом на призыв Президента к свободной дискуссии «чтобы люди
поговорили об этом открыто и высказали свои аргументы "за" или
"против" определенных решений».
- В рассматриваемой (в качестве концепции предстоящей
реформы), аналитической записке Фонда ИСЭПИ «Реформирование системы организации
МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы», нет
полноценного анализа состояния местного самоуправления в России, нет
достаточных обоснований радикального реформирования основ местного
самоуправления. Нет анализа стоимости реформы и прогноза
социально-экономических и политических последствий с учетом явных и скрытых
угроз.
- Дополнительные риски могут возникнуть при реализации
столь масштабных преобразований в сжатые сроки (2014-2015 г.г.) без проведения
широкого общественного обсуждения в региональных органах государственной
власти, органах местного самоуправления, научно-исследовательских учреждениях,
общественных объединениях и иных структурах гражданского общества.
- Ликвидация местного самоуправления на уровне городов
не приблизит власть к населению, не сделает ее более доступной. Отмена выборов
мэров городов будет способствовать снижению гражданской ответственности на
местном уровне, может вылиться в недовольство федеральной властью на местах.
- Любые эксперименты, нарушающие целостность городской
инфраструктуры, разрушающие систему управления городом, как единым механизмом,
могут иметь разрушительные последствия, вплоть до техногенных катастроф.
- Города являются точками роста экономики. Являются
основой для экономики страны в целом. В условиях мирового экономического
кризиса и падения роста экономики страны недопустимо подвергать рискам
отлаженные городские системы, производственные комплексы, сложившиеся балансы
между властью, бизнесом и населением.
- Создание агломераций не должно вторгаться в систему
управления городом или иной территорией. По сути, агломерации должны стать
новой формой развития межмуниципального сотрудничества. Появление агломераций
должно повышать эффективность управления и улучшать условия жизни в каждом,
вступающем в агломерацию населенном пункте. Недопустимо искусственное создание
агломераций, исходя только из размера города и численности жителей, без
достаточных социально-экономических обоснований.
Участники
«круглого стола» выражают уверенность, что федеральными органами
государственной власти не будут приняты решения по проведению реформы в
соответствии с концепцией, изложенной в аналитической записке Фонда ИСЭПИ
«Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских
агломерациях: возможные подходы», как не соответствующей целям и задачам,
поставленным Президентом России.
В то
же время, муниципальное сообщество готово стать безусловным союзником
Президента РФ в решении стратегических задач развития государства и местного
самоуправления. Готово участвовать в обсуждении и поиске таких форм
преобразований, которые позволят добиться роста эффективности
социально-экономического развития как муниципалитетов, так и Российской
Федерации в целом.
Участники
«круглого стола» поддерживают совместное обращение Союза российских городов,
Ассоциации малых и средних городов России, Ассоциации городов Поволжья, Союза
городов Центра и Северо-Запада России, Ассоциации сибирских и дальневосточных
городов, Ассоциации «Города Урала» к руководителям федеральных органов
государственной власти (приложение 1) и поручают Президенту Союза городов Центра
и Северо-Запада России Ю.И. Бобрышеву, в случае необходимости, подписать
совместное обращение союзов и ассоциаций муниципальных образований к Президенту
РФ (на основе проектов и итоговых документов «круглого стола» СГЦСЗР и
предложений других союзов и ассоциаций).
Участники «круглого стола» принимают
настоящий итоговый документ и поручают
организаторам направить его в Общероссийский конгресс муниципальных
образований, Всероссийский совет местного самоуправления, профильные комитеты
Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, в Министерство регионального развития Российской Федерации.